Лошади

  • Подписчики: 43 подписчиков
  • ID: 20639368
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club20639368

Описание

Он был стар, они были молоды; он был худ, они были сыты; он был скучен, они были веселы. Стало быть, он был совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его. Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить. Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар и тощ и уродлив?.. „ Старый пегий мерин доживает последние дни в табуне. Его старость, «и гадкая, и величественная», вызывает у лошадей негодование и презрение и, повинуясь стадному инстинкту, табун гоняет старого мерина. Его узнает старая кобыла Вязопуриха: «Да ведь это Холстомер, прозванный так толпою за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России». И мерин не выдерживает и в бессильном отчаянии начинает рассказ о своей жизни. Он рожден от Любезного первого и Бабы. По родословной его имя — Мужик первый, а по-уличному — Холстомер. Он пегий, необычный, не такой, как все. Первая любовь к красивой кобылке Вязопурихе обрывается, закончившись самой важной переменой в жизни Холстомера — его холостят, чтобы не продолжать в роду пегости. Его отличие от всех порождает склонность к размышлениям. Холстомер замечает, что люди руководствуются в жизни не делами, а словами. И главное среди слов — «мое». «Человек говорит: „дом мой“, и никогда не живет в нем, а только заботится о постройке и поддержании дома. Купец говорит: „моя лавка“. Моя лавка сукон, например, — и не имеет одежды из лучшего сукна, которое есть у него в лавке. … И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими. Я убежден теперь, что в этом-то и состоит существенное различие людей от нас.» Его покупает гусарский офицер, у которого «пестрый» мерин проводит лучшее время своей жизни. Хозяин красив, богат, холоден и жесток. Он любуется хозяином и собой рядом с ним. Но в один черный день любовница бросает офицера, уезжает с другим. Гусар, в погоне за ней, загоняет Холстомера. Холстомера продают барышнику, потом старушке, мужику, цыгану, приказчику. Хозяин показывает лучших, самых дорогих лошадей приехавшему гостю. Гость нехотя хвалит. Гость, увидев мерина, говорит, что такой же «пестрый» мерин был и у него когда-то. Холстомер узнает в обрюзгшем старике своего бывшего хозяина-гусара. Бывшему гусару Никите Серпуховскому теперь за сорок. Когда-то очень красивый, сейчас он опустился «физически, и морально, и денежно». Табунщик Васька на Холстомере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину переходит короста. Хозяин приказывает зарезать старого мерина. «Через неделю валялись у кирпичного сарая только большой череп и два мослака, остальное все было растаскано. На лето мужик, собиравший кости, унес и эти мослаки и череп и пустил их в дело. Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились. …Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он был в тягость, но все-таки мертвые, хоронящие мертвых, нашли нужным одеть это, тотчас же загнившее, пухлое тело в хороший мундир, в хорошие сапоги, уложить в новый хороший гроб …и свезти его в Москву и там раскопать давнишние людские кости и именно туда спрятать это гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах и засыпать все землею.»