Описание
1891-1940) — Выдающийся рус. сов. писатель и драматург, известный также произв. др. жанров; один из самых значительных авторов сов. лит-ры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить. Род. в Киеве, в семье преподавателя Киевской Духовной акад., окончил мед. ф-т Киевского ун-та, работал земским врачом; во время Гражданской войны неоднократно мобилизовывался (в своем професс. качестве) разл. политич. силами Юга России, в 1921 г. окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и лит. деятельностью (постоянный фельетонист газ. «Гудок» с 1923 г.). Печататься начал с 1920 г. (очерки в эмигрантской газ. «Накануне», изд. в Берлине). Быстро достиг успеха и признания, в осн., своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие тв-ва Б. у критиков и «коллег»-драматургов, подкрепленное политич. обвинениями в адрес «идеолога Белого движения», оно вылилось со временем в систематическую травлю. Судьбу писателя во мн. определили противоречивые отношения с И. В. Сталиным: последний испытывал явное пристрастие к пьесам Б., хотя открыто называл их контрреволюционными, не выпускал автора за границу, тем более не способствовал продвижению его произв.; однако Б. было «позволено» избежать ареста и умереть от болезни в собственной квартире. (О том, что Б. не смог преодолеть иллюзий относительно фигуры Сталина, свидетельствует пьеса «Батум» о юности «вождя», резко выпадающая из общего контекста тв-ва Б.).
Фантастика пронизывает большинство прозаических произв. Б., что позволяет в ретроспективе (две его самые значительные фантаст. книги увидели свет сравнительно недавно) назвать их автора классиком сов. НФ лит-ры; сам Б. охарактеризовал себя как «мистического писателя». Общая направленность его НФ произв. обусловлена отношением автора к Сов. власти: писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам сатирической НФ относятся повести — «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925); объединены в сб. «Дьяволиада» (1925). Первая повесть, написанная в духе фантастики Н. Гоголя и Ф. Кафки (хотя последнего Б., разумеется, в то время читать не мог) и рассказывающая о «маленьком человеке», раздавленном фантасмагорической машиной гос. бюрократии, прошла малозамеченной; зато вторая вызвала шквал обвинений и похвал (тираж сб. был конфискован, а след. изд. состоялось лишь в 1988 г.). Формально это история НФ изобретения и открытия (ускорение роста клеток под влиянием «лучей жизни»), к-рое — из-за подчеркнутого Б. специфического отечественного разгильдяйства и авантюризма (в нем критик А. Воронский прозорливо разглядел «коммунистический эксперимент» вообще) — привело к катастрофе: вместо кур-рекордисток из яиц вылупляются апокалипсические змеи-гиганты.
Еще большим мастерством и более резкой соц. направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть «Собачье сердце» (1987), более 60 лет пребывавшая в «самиздате»; экранизирована (см. «Собачье сердце»). В данном случае внешняя НФ канва — мед. эксперимент по пересадке человеческого гипофиза псу Шарику и быстрая «эволюция» последнего в человека, точнее, в пародию на человека — не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи «ускоренного создания нов. человека»: фамилия законченного мерзавца и демагога Шарикова, удивительно легко нашедшего «экологическую нишу» в сов. действительности, в конце 1980-х гг. стала нарицательной. В более широком плане повесть Б. развивает поп. тему НФ об искусственном существе, восставшем против своего создателя.
Гл. произв. Б. и одно из худож. достижений рус. и мир. лит-ры 20 в. — многоплановый филос. — фантаст. роман «Мастер и Маргарита» (сокр. 1966-1967; 1973) — создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рук. была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость