Описание
История
Первое документальное название села — Собачий Остров. У татарских писателей XIX века, в частности у Хусаина Фаизханова, встречается татарское название села Сабачай. В апреле 1940 года неблагозвучное название села было заменено, село стало называться Красной Горкой. В настоящее время татарское население села называет его Сабачи, хотя и этот вариант нельзя однозначно трактовать.
Вообще, вопрос о точном времени первоначального возникновения Сабачи, равно как и истоки топонима, спорен и противоречив. Десятилетиями в мечети Сабачи велись погодные записи происходящих в селе событий. В соответствии с этими записями село берет свое начало с 1451 года, когда в этих местах появились первые татарские поселенцы. Если верить мечетским записям, это были переселенцы из-под Арзамаса, перебравшиеся туда из Астраханских краев, из района Ак-Мечета (Белая Мечеть).
В 1790 году у жителей Сабачи действовало две мечети. Эти сооружения были деревянными, небольшими по размерам, но, тем не менее, обслуживали полторы тысячи мусульман.
Не сохранилось сведений о точном времени возникновения в Сабачи медресе. Известно иное: приблизительно в середине ХIХ века хорошо образованный имам Хабибулла, учившийся в Бухаре, близко знакомый с учёным Хусяином Фейсхановым (выходцем из этого села), организовал обучение в местном медресе. Оно имело тесные связи с медресе в деревне Овечий Овраг, славившейся своими традициями и высоким уровнем преподавания. Школа существовала за счет мечети, но ее бюджет пополнялся и взносами отдельных прихожан.
Однако предрассудки и суеверия временами охватывали сознание крестьян. Так, в связи с разразившейся в 1910 году эпидемией холеры часть испуганных сельчан пыталась бороться с болезнью языческими средствами и методами (совершая бида). В ответ на это сын имама Хабибуллы имам Мухасинят (Мухсин) публично устыдил своих земляков и призвал их обратиться к врачам-профессионалам и положиться на Всевышнего, чтобы не впадать в грех язычества. По его инициативе в селе
К началу XX века в Сабачи действовало 7 мечетей. Это был очень высокий показатель для того времени.
В 1918 году закрылось медресе, а на его базе через год возникла первая светская школа. Сын имама Хабибуллы Абдулбер (Абдулбяр) управлял в ней процессом обучения. В начале 20-х годов он стал организатором советской школы в Курмышском уезде, принимал участие в создании педогогического училища в Сабачи и был первым его директором.
20 марта 1935 года сельсовет, не считаясь с мнением верующих (их насчитывалось около 1000 человек), постановил передать одну из мечетей под детские ясли. Заместитель председателя сельсовета и его товарищи во время намаза ворвались в мечеть, грубо выгнали верующих из храма и, не имея на то санкций, вывезли все имущество, а мечеть закрыли на замок. В 1938 году ликвидировали и вторую соборную мечеть. Ее минарет был разобран, а в самом помещении разместился медпункт, затем школа и позже пекарня. Имам Мухасинят сын Хабибуллы был арестован 23 ноября 1937 года и через 18 дней расстрелян по обвинению в заговоре с целью создания контрреволюционной татарской организации. Его судьбу разделили дважды хаджи-имамы Атаулла Хасянов и имам Садек Ильясов.
В марте 1939 года «решением граждан» здание пятой соборной мечети было передано под дом престарелых. И, наконец, постановлением облисполкома от 13 ноября 1940 года было решено уже обветшавшее здание шестой соборной мечети передать под школу. Не имея собственных храмов, мусульмане молились в частных домах, где собиралось до 130 человек, а выбранные имамы старались не афишировать перед властями свою деятельность. После Великой Отечественной войны и вплоть до конца 70-х годов одну из религиозных общин Сабачи возглавлял Исхак Алимов Нуриманов (1893—1979). В октябре 1988 года была официально оформлена деятельность «общества Мусульман» села Красная Горка. В пользование верующих благодаря усилиям избранных от прихожан лиц (Мялик Мухаметдинович Серажетдинов и Бари Х