Описание
Византийскими формами восхищаются искусствоведы и посетители выставок, но это нисколько не приближает их к вере. Обычным людям нужны чудеса, но не живая вера в Бога. Я пытаюсь выразить свою веру понятным и близким мне языком, не навязывая, а лишь смиренно предлагая его Церкви. Я думаю, современное искусство может выразить веру не хуже, чем византийское, в конце концов, и то, и другое создано человеком.
Состояние постмодерна предполагает постоянное сомнение относительно природы реальности. Полную неясность относительно этой природы, конечно, вносит и сам церковный канон – изображая святых людей, казалось бы, совсем не реалистично. Но наш мир любую попытку выйти за границы прилавка ставит под стакан обыденности, в котором гаснет ясность восприятия.
Икона в современном искусстве должна указывать на Бога, не пытаться его изобразить, потому что в постмодерне недоверие к образам и копиям доведено до состояния обманутого всеми и многажды гражданина. Именно такая икона, такое искусство будет актуальным. Оно должно быть похоже на первоначальное христианское искусство, которое было символическим – рыба, пастырь.
Человек современный – тертый калач, кроме того жизнь человеческая ныне населена образами так густо, что хватило бы всем нашим предкам до Ноя.
Первохристианское искусство лишь указывало на возможную реальность веры, а не изображало объект этой веры. Постмодернистская икона лишь указывает на возможную реальность, не дерзая ее изобразить. Она ищет образ, не дающий путей к покупке «своего» Бога, не делает Бога карманным. Она, по сути, должна лишь подводить человека к Богу, создавать пространство, внутреннюю келью, в которой человек сам, наедине с Богом, мог бы вести откровенный сыновний диалог. У Бога нет внуков, все мы Его дети, именно поэтому не стоит думать, что культура пусть даже и мощной цивилизации, когда бы то ни было существовавшей, возьмет нас на спасительный буксир, и все дело спасения произойдет само собой. Нам нужно научиться общаться с Отцом своими средствами, иначе нам самим отцами не стать, иначе слывущий инфантилизм потребительского культа съест последние силы души. Да, и не стоит рассчитывать, что все наше церковное руководство, ныне отравляемое сметностроительными суетами, сохранит жемчуг искусства церковного в неиспорченной невредимости. Но жить приходится там, где суждено.
По-моему, постмодерн вообще очень важен для России, для русского народа, особенно если принять во внимание саму природу русской культуры с ее переделыванием, и в идеале – преображением чужого культурного опыта. Именно сейчас у русской культуры, как и у нации в целом есть шанс, чистый и, похоже, последний. Сейчас нет уз крепостного права, сословные рамки пока так сильно не давят, есть открытое пространство интернета и чистый от прямого ремесленничества путь современного искусства, дающий максимальную свободу в воплощении.
http://bursaki.livejournal.com/