Описание
Процесс приручения кошки начался в Египте около 6000 лет назад, но останки мелких кошек были найдены вместе с человеческими останками и в более древних отложениях, имеющих возраст до 9000 лет, в Месопотамии, Анатолии и Иордании. Скелеты лесной и прирученной форм так слабо различаются, что невозможно установить, идет ли речь об уже прирученных лесных котах (Felis silvestris lybica) или же о животных, пойманных ради их мягкого меха. Неоспоримые доказательства мирного сосуществования кошки с человеком относятся к Древнему Египту, где кошки представлены на гравировках и росписях, сделанных в третьем тысячелетии до нашей эры. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, найденное в одной из могил пятой династии (около 2600 г. до н. э.). С 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Египтяне очень любили и с удивительной легкостью приручали различных животных, например обезьян-бабуинов, гиен, гусей, крокодилов, львов, газелей и других копытных. Таким образом, кошка не составляла исключения в том обществе и в ту эпоху, но, безусловно, удивительна роль, которую играло это животное в религиозной культуре Египта. Конечно, кошка могла ловить грызунов, которые опустошали египетские зернохранилища, но, как ни странно, была приручена не из-за своей способности охотника. С самого начала ей скорее предназначалась роль объекта культа, религиозного символа или даже божества.
В Древнем Египте считалось, что существует связь между жизненным теплом солнца и силой льва, представляя бога Ра и сфинксов, которые охраняют пирамиды в Гизе. Различные божества, например Секхмет, Мут, лунная богиня плодородия Бастет, связаны с кошками. Когда эти животные были приручены, богиня с головой львицы стала представляться в виде маленькой кошки или женщины с кошачьей головой. Культ кошки еще больше возрос, когда Бубастис, город, посвященный Бастет, стал столицей царства. Геродот посетил храм Бастет в V веке до н. э., в период расцвета культа кошки, и описал, как сотни тысяч этих животных были мумифицированы и посвящены богине, а город был местом паломничества. По словам Геродота, когда кошка умирала своей смертью, ее хозяева сбривали себе брови в знак траура и относили животное в город Бубастис, где тело бальзамировали и хоронили. Религиозная роль кошки не исключала привязанности к человеку, который ее кормил и держал в своем доме как любимого домашнего питомца (животное-друга).
Завоевание мира
Без сомнения, домашние кошки - это самые многочисленные и распространенные представители семейства кошачьих. Их успех начался именно со встречи с человеком: со времен Древнего Египта и началось завоевание мира кошкой. Опекаемые и охраняемые египтянами, которые запретили торговлю кошками и их экспорт, первые кошки достигли средиземноморских берегов незаконно с торговыми судами и древнеримскими легионами. В 500 г. до н. э. в Египте существовал культ кошки, в то время как в Средиземноморье она являлась всего лишь предметом любопытства. Греки и римляне считали это животное необычным и экзотическим домашним любимцем, а сами для сохранения продовольственных запасов от мышей использовали прирученных хорьков. Понадобилось целых 900 лет, чтобы кошка заслужила справедливое признание в этой области.
Легионы и римские колонии распространили кошку по всей империи. На Дальнем Востоке кошка появилась около 200 г. до н. э., проникнув из Индии сначала в Китай, а затем в Японию. С Х века кошка завоевала большую часть Европы и Азии. В XV и XVI веках благодаря великим исследовательским экспедициям кошка попала в Новый Свет, в Австралию и Новую Зеландию.