Кочко- Пожарские Друзья !

  • Подписчики: 235 подписчиков
  • ID: 630271
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club630271

Описание

Это село возникло на берегу реки Пьяны, в пяти верстах от Сергача. Местность здесь холмистая, возможно, поэтому в названии есть слово «кочки», а «пожарки» напоминают о стихийных бедствиях, о том, что селению случалось гореть. Есть сведения, что Кочко-Пожарки основал представитель рода Мустафиных Кучкай — мурза Сабаев сын Мустафин. Отметим, что Мустафины были привлечены на службу Чекеем Янгильдеевым, переведенным еще в 1595 г. с Мещеры в Арзамасский уезд. В XVII в., а именно, в 1606 г., служилый человек Ягилдей Ямелдяшев получил грамоту на владение землей в деревне Кочко-Пожарки. У умершего в 1695 г. Ягилдея Ямелдяшева остался сын — Янмайка Ягилдеев. В свою очередь его сыновья являлись арзамасскими служилыми татарами деревни Кочко-Пожарки. На основании родства по деду Ягилдею, имевшему царскую грамоту на владение землей, «Янгилдка и Мусяйка били челом» 10 августа 1696 г., прося землю отца и деда в свое пользование за службу. Они опирались на документ 1606 г., по которому «ему отделено в Арзамасском уезде в пустоши на диком поле ото пьяны реки прямо от лугу на вершину да в верх вершины до алатырской дороги и через алатырскую дорогу до ивова куста с левую сторону, что су-меж арзамасских татар Семайка Тазаева с товарищи с их пустошью с кочка пожар и вверх кочка пожар по обе стороны в одном ободу десять чети в поле, а в дву потому ж сена против пашни к Арзамасскому ево поместью к двадцати четям». Кроме Янмаевых, подавали челобитные по поводу той же земли, Иван Дмитриев, сын Янгалычева, и Федор Шереметьев. В результате И. Д. Янгалычев в 1696 г. поменял свои земли в селе Студенце Шацкого уезда на часть земель в Кочко-Пожарках, на которые претендовали Янмаевы, а часть земель, идущих от Ягилдея, получил Ф. Шереметьев в обмен на свои земли. В 1736 г. жители деревни поставили первую из известных нам, т. е. документально зафиксированных, мечетей. Построена она была «без указа» и долгое время мулла в ней отсутствовал. Через 50 лет после строительства первой мечети (к 1790 г.) появилась еще одна мечеть, также «без указа», и в ней опять-таки долгое время отсутствовал мулла. Жителей деревни насчитывалось тогда 565 человек (282 мужчины и 283 женщины); всего 115 дворов. Обрабатывалось 1480 десятин и 1605 сажень пашенных земель, кроме того, имелись покосы и дровяной лес. На карте Нижегородской губернии конца XVIII в. Кочко-Пожарки значатся как село и слобода. Таким образом, в соответствии с Отказной грамотой от 10 августа 1606 г. и другими документами того времени в Кочко-Пожарках у служилых татар было не менее 80 десятин земли . «Служивы татаровя Айбулат Бейбулатов, да Семакай Кучкаев, да Цынай Капкунаев представляли Кочко-Пожарки при отделе земли Чуфарова в 1611 году». По данным 1812 г. «указные» муллы в мечетях так и не появились, а обязанности священнослужителей исполняли «издавна по выборам» местные жители. В первой соборной — Велит Мушагин, а во второй, пятивременной, — Сейфулла Афяров. В то время приход насчитывал более 400 человек. В 1821 г. Велита Мушагина заменил его сын, Ахмет Велитов (Бахмят Валитов), в пятивременной мечети по-прежнему руководил приходом Сейфулла Афяров (см. карту). К 1862 г. относятся некоторые сложности в жизни махалля, связанные с назначением азанчея соборной мечети. Дело в том, что в марте 1860 г. азанчеем был избран некий Мухамят Закер Абдул Насеров. Затем он, как полагалось, был вызван Оренбургским Магометанским Духовным Собранием «для испытаний». Но уже в начале 1861 г. он сам отказался от должности, на которую был избран. В результате община осталась без азанчея («без которого не можем знать времени, когда приходить на богослужение»). Собравшись на сход, мусульмане избрали азанчеем Аксяна Салекова, который, как отмечено в решении схода, «по всем требованиям подходит», а его брата, Резвана Салекова, поставили на должность учителя. С решением схода не согласились «указные» муллы (к тому времени они уже стали «указными») Ахмет Валитов и Миртияд (Мерсияд) Ярмухамятов.